Жизненный цикл продукта состоит из четырех фаз:
- выход продукта на рынок;
- рост;
- зрелость;
- уход с рынка.
- Первая фаза выхода продукта на рынок характеризуется:
- продукт новый, для него создается рынок.
- необходимость больших финансовых затрат.
- необходимость действий по восприятию продукта на рынке;
- определение необходимого минимального объема производства продукта, для достижения точки безубыточности
2. Вторая фаза жизненного цикла продукта характеризуется:
- быстрое расширениепродукта на рынке.
- расширяются продажи,т.к. покупатель принимает продукт;
- для фирмы появляется возможность получения прибыли;
- усиление конкурентной борьбы. Так как на второй фазе спрос на продукт резко растет, однако на этой фазе возникают свои трудности, которые связаны с тем, что конкуренты тоже предлагают аналогичный продукт.
- текущие задачи в значительной мере сфокусированы на привлечении интереса покупателей не просто к данному продукту, а к продукту своей марки.
- идет конкурентная борьба за захват покупателей, борьба за долю фирмы на рынке.
- Третья фаза жизненного цикла продукта характеризуется:
- насыщение рынка данным продуктом;
- стабилизация или даже снижение прибыли от реализации продукта;
- усиление ценовой конкуренции;
- медленное снижение цен, приводящее к постепенному снижению прибыльности продукта в конце фазы.
- Четвертая фаза жизненного цикла продукта состоит в том, что продукт уходитс рынка, характеризуется:
- спрос на продукт падает;
- значительное падение прибыльности из-за снижения спроса;
- усилия фирмы сосредоточены на том, чтобы как наиболее выгодно или же с наименьшими потерями снять продукт с производства и увести с рынка.
- при решении данной задачи внимание сосредотачивается на на двух факторах: времени и снижающейся прибыльности.
На рис. 4 показана типичная кривая жизненного цикла промышленного продукта, отражающая зависимость между фазами жизненного цикла продукта, издержками на его создание и производство, объемом продаж и доходами от реализации продукта. В данную схему включен также этап разработки продукта, который можно считать нулевой фазой жизненного цикла.
Рис.4 Кривая жизненного цикла промышленного продукта
Нанесенные на график точки определяют рубежные моменты в жизни продукта.
Точка 1 ограничивает этап разработки идеи продукта.
Точка 2 фиксирует завершение этапа разработки опытного образца продукта.
Точка 3 определяет рубеж готовности перехода к серийному производству продукта. Обычно это точка объявления фирмой о выпуске нового продукта.
Точка 4 отмечает начало первой фазы — фазы выхода на рынок.
Точка 5 фиксирует завершение фазы выхода на рынок и начало фазы роста. Как видно, в этот момент продукт пробился на рынок, объем продаж начинает расти достаточно высоким темпом. Прибыль также начинает расти, хотя и более медленно, чем объем продаж.
Точка 6 соответствует тому моменту в жизни продукта, когда начинает резко возрастать прибыль, хотя уже может начинаться относительное замедление темпа роста объема продаж, т.е. точка 6 определяет наступление такого периода в жизни продукта, когда он начинает становиться не только все более и более доходным, но и все более рентабельным.
Точка 7 фиксирует завершение фазы роста и наступление фазы зрелости. Темп роста прибыли замедляется, и наступает период относительной стабилизации темпов роста объема продаж и прибыли.
Точка 8 является той точкой в жизни продукта, после которой начинает падать приносимая им прибыль. Объем продаж все еще продолжает расти, однако в силу снижения цены объем прибыли начинает уменьшаться и продукт начинает терять свою привлекательность для фирмы, так как у этого продукта все уже осталось в прошлом.
Точка 9 соответствует тому рубежу в жизни продукта, когда фирма начинает уводить его с рынка. После этого момента не только продолжается падение прибыли, но и начинается сокращение объема продаж. Продукт перестает играть активную роль на рынке.
Точка 10 фиксирует завершение жизненного цикла продукта.
Вывод:сначала фирма осуществляет только затраты, затем происходит более ускоренный рост объема продаж по отношению к росту прибыли, потом прибыль растет быстрее, чем объем реализации, и далее начинается падение прибыли и наступающее за ним падение объема продаж.