Лекция по теме «Фазы жизненного цикла продукта»

Жизненный цикл продукта состоит из четырех фаз:

  • выход продукта на рынок;
  • рост;
  • зрелость;
  • уход с рынка.
  1. Первая фаза выхода продукта на рынок характеризуется:
    • продукт новый, для него создается рынок.
    • необходимость больших финансовых затрат.
    • необходимость действий по восприятию продукта на рынке;
    • определение необходимого минимального объема производства продукта, для достижения точки безубыточности

2. Вторая фаза жизненного цикла продукта характеризуется:

    1. быстрое расширениепродукта на рынке.
    2. расширяются продажи,т.к. покупатель принимает продукт;
    3. для фирмы появляется возможность получения прибыли;
    4. усиление конкурентной борьбы. Так как на второй фазе спрос на продукт резко растет, однако на этой фазе возникают свои трудности, которые связаны с тем, что конкуренты тоже предлагают аналогичный продукт.
    5. текущие задачи в значительной мере сфокусированы на привлечении интереса покупателей не просто к данному продукту, а к продукту своей марки.
    6. идет конкурентная борьба за захват покупателей, борьба за долю фирмы на рынке.
      1. Третья фаза жизненного цикла продукта характеризуется:
    7. насыщение рынка данным продуктом;
    8. стабилизация или даже снижение прибыли от реализации продукта;
    9. усиление ценовой конкуренции;
    10. медленное снижение цен, приводящее к постепенному снижению прибыльности продукта в конце фазы.
      1. Четвертая фаза жизненного цикла продукта состоит в том, что продукт уходитс рынка, характеризуется:
    11. спрос на продукт падает;
    12. значительное падение прибыльности из-за снижения спроса;
    13. усилия фирмы сосредоточены на том, чтобы как наиболее выгодно или же с наименьшими потерями снять продукт с производства и увести с рынка.
    14. при решении данной задачи внимание сосредотачивается на на двух факторах: времени и снижающейся прибыльности.

На рис. 4 показана типичная кривая жизненного цикла промышленного продукта, отражающая зависимость между фазами жизненного цикла продукта, издержками на его создание и производство, объемом продаж и доходами от реализации продукта. В данную схему включен также этап разработки продукта, который можно считать нулевой фазой жизненного цикла.Кривая жизненного цикла промышленного продукта

Рис.4 Кривая жизненного цикла промышленного продукта

Нанесенные на график точки определяют рубежные моменты в жизни продукта.

Точка 1 ограничивает этап разработки идеи продукта.

Точка 2 фиксирует завершение этапа разработки опытного образца продукта.

Точка 3 определяет рубеж готовности перехода к серийному производству продукта. Обычно это точка объявления фирмой о выпуске нового продукта.

Точка 4 отмечает начало первой фазы — фазы выхода на рынок.

Точка 5 фиксирует завершение фазы выхода на рынок и начало фазы роста. Как видно, в этот момент продукт пробился на рынок, объем продаж начинает расти достаточно высоким темпом. Прибыль также начинает расти, хотя и более медленно, чем объем продаж.

Точка 6 соответствует тому моменту в жизни продукта, когда начинает резко возрастать прибыль, хотя уже может начинаться относительное замедление темпа роста объема продаж, т.е. точка 6 определяет наступление такого периода в жизни продукта, когда он начинает становиться не только все более и более доходным, но и все более рентабельным.

Точка 7 фиксирует завершение фазы роста и наступление фазы зрелости. Темп роста прибыли замедляется, и наступает период относительной стабилизации темпов роста объема продаж и прибыли.

Точка 8 является той точкой в жизни продукта, после которой начинает падать приносимая им прибыль. Объем продаж все еще продолжает расти, однако в силу снижения цены объем прибыли начинает уменьшаться и продукт начинает терять свою привлекательность для фирмы, так как у этого продукта все уже осталось в  прошлом.

Точка 9 соответствует тому рубежу в жизни продукта, когда  фирма начинает уводить его с рынка. После этого момента не только продолжается падение прибыли, но и начинается сокращение  объема продаж. Продукт перестает играть активную роль на  рынке.

Точка 10 фиксирует завершение жизненного цикла продукта.

Вывод:сначала фирма осуществляет только затраты, затем происходит более ускоренный рост объема продаж по отношению к росту прибыли, потом прибыль растет быстрее, чем объем реализации, и далее начинается падение прибыли и наступающее за ним падение объема продаж.

 

Рекомендуемые посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *